IMG_5255

   Дубленных (Марыжихина) Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр поддержки детства»

Образование
Повышение квалификации и профессиональная подготовка
Научно-методическая деятельность
Сертификаты индивидуальных достижений
Результаты педагогической деятельности
Методическая копилка преподавателя:
— внеклассное мероприятие
— план занятия
Эссе

Мои первые шаги в профессии

Из всех творений самое прекрасное —
получивший прекрасное воспитание человек.
Эпиктет

   Воспитание – это сложный процесс становления длиною в целую жизнь. Именно поэтому оказывается важной роль педагога: словно «маяк», он помогает юным «кораблям» выстроить свой путь, участвуя не только в образовании своих учеников, но и в их воспитании.

   При этом ответственность, что сопровождает деятельность педагога, необычайно велика. Вероятно, это и послужило основным мотивом выбора моей профессии. Поскольку высокий уровень ответственности указывает на значимость педагогической деятельности.

   Необходимо отметить, что в современном обществе существует представление о педагоге как о менеджере образования, главные функции которого — организация образовательного процесса и управление им. Теперь представляется, что любое образовательное учреждение – это, скорее, машина, а знание – товар. Безусловно, такая переориентация соответствует духу настоящего времени. И вероятно, такие изменения в понимании роли педагога приносят свои плоды: только грамотно организованный образовательный процесс позволяет сделать учащегося восприимчивее к знаниям. Однако не упраздняет ли подобное представление о педагоге его личностного начала? Не становится ли процесс образования механизированным?

   Думаю, представление о педагоге как менеджере формирует лишь общую задачу его работы, в то время как методы, средства, которые он выбирает для осуществления образовательного процесса, остаются на его усмотрение. Таким образом, педагог делает процесс обучения не механическим, но живым и интересным.

   Конечно, в подобной переориентации неминуемы изменения в отношениях между педагогом и его учениками. Представляется, что в большей степени процесс обучения становится односторонним:

1

   Мы будто смотрим на все происходящее со стороны и с помощью «пульта» координируем следующие ходы своих учеников. Какой же тогда оказывается роль учащегося в процессе образования?

   Вероятно, роль учащихся заключена в следующем, а именно — придерживаться пути, намеченного нами  — педагогами. Любые их действия должны быть просчитаны наперед, и весь ход урока — следовать строго скоординированному плану.

   Но ведь порой, следуя за мыслью учеников, можно прийти к не менее замечательным открытиям. Следовательно, несмотря на то, что задача педагога – координировать, управлять всем процессом обучения, ученики также должны иметь право на соавторство занятия. Возможно, это выразиться в свободном рассуждении над той или иной проблемой, выводы из которого покажутся интереснее общепринятых установок.  Возможно, появятся другие способы проявления подобного партнерства.

   Таким образом, педагогу необходимо найти грань между собственным управлением образовательным процессом и сотрудничеством в нем с детьми. Только в этом случае становится возможным гармоничное занятие и весь процесс обучения в целом. Ученики будут знать, что они не только исполнители, но и сами творцы. А значит, у них есть все возможности привнести кусочек себя, сыграть свою роль в этом действе.

   В силу подобных взглядов на образовательный и воспитательный процесс можно выделить ряд принципов, которые являются основополагающими в моей профессиональной деятельности:

1. Принцип самоактуализации, согласно которому в каждом ребенке существует потребность в реализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно не только раскрыть, но и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих возможностей.

2. Принцип индивидуальности, который указывает, что выделение и содействие развитию индивидуальных особенностей учащегося является главной задачей образовательного учреждения.

3. Принцип субъективности, предполагающий, что учащийся является не столько объектом образовательного процесса, которому педагог  однонаправлено должен передать здания, сколько активным субъектом. Не субъект-объектный, но именно межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе образования и воспитания.

4. Принцип выбора также оказывается фундаментальным, поскольку ситуация выбора способствует осуществлению первых трех принципов, а именно: самоактуализации способностей учащегося, развитие его индивидуального начала и субъективности. Только благодаря подобной возможности ребенку оказываются доступны такие понятия, как свобода (предпосылка выбора) и ответственность (его следствие).

5. Принцип творчества и успеха указан в данном списке неслучайно, поскольку творческая деятельность (как индивидуальная, так и коллективная) позволяют определять и развивать особенности учащегося и уникальность учебной группы в целом. При этом достижения успеха способствуют формированию позитивной Я-концепции ребенка, стимулируют его дальнейшее развитие в области «успеха». Но также оказывается важным деликатно способствовать деятельности ребенка и в той сфере деятельности, где он обнаруживает свои «слабые» стороны. Поскольку только в условиях всестороннего развития оказывается возможным формирование гармоничной личности.

6. Принцип доверия и поддержки, согласно которому вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны заменить излишнюю требовательность и чрезмерный контроль над учащимися. Только в этом случае, за счет не внешних воздействий, но внутренней мотивации, станет возможен успех обучения и воспитания ребенка.

   В силу указанных принципов в качестве основных методов организации как образовательной, так и воспитательной деятельности, можно назвать следующие:

а) метод диалога, построенный на равенстве двух сторон (будь то диалог между педагогом и учащимся или внутри учебной группы) с учетом их мнений;

б) создание ситуации выбора и успеха;

в) метод педагогической поддержки, способствующий созданию атмосферы взаимного доверия;

г) рефлексивные методы, нацеленные на анализ деятельности всех субъектов образовательного процесса: и учащихся, и педагогов.

   Таким образом, педагог призван не только научить чему-то новому, открыть ученикам знания, существующие в мире. Но также он призван их воспитать: сформировать внутри каждого культуру духовных ценностей, жизненных ориентиров. При этом воспитать он может только сам будучи человеком полноценным, благим, стремящимся к постоянному развитию. Все это важно потому, что чаще всего мы воспринимаем наших педагогов как неких авторитетов, чьими мнениями, установками мы можем руководствоваться, с кого можем брать пример. Следовательно, прежде чем воспитать другого, необходимо «возделать свой собственный сад» и сделать его максимально прекрасным.

   На деле оказывается, что роль педагога не так проста, как это может показаться с первого взгляда. В небольшой промежуток времени – всего одно занятие – важно не только грамотно донести информацию до своих учеников, но попытаться дать стимул их дальнейшим размышлениям: что есть мир, какого моя роль в нем, чем я могу сделать его лучше?

   Мир детей, а позднее – подростков, очень сложен. Чтобы после они выросли грамотными, свободными, активными членами общества, прекрасными как внешне, так и внутренне, необходимо уже в юном возрасте заложить тот фундамент, которым они будут руководствоваться в своей жизни. Привить своим ученикам культуру ценностей, пробудить в них творческое начало, жажду исследований, открыть многогранность этого мира, — все это задача замечательных людей, учителей по профессии и педагогов по призванию!